Утилизации должны подвергаться практически все химические источники тока, так как все они содержат такие токсичные материалы. Это свинец, кадмий, никель, кобальт, ртуть, марганец и другие неорганические вещества. Например, марганцёво-цинковые элементы при полном разряде теряют свою герметичность, из них выделяется коррозионно-активный электролит, некоторые литиевые и ртутно-цинковые элементы могут взрываться. При механическом разрушении ХИТ с жидкими электролитами возможно попадание компонентов пластин (соединений свинца, кадмия, никеля и других веществ) на человека, воду и почву, что грозит серьёзными последствиями.
При хранении и переработке аккумуляторного лома выделяется большое количество высокотоксичных материалов в виде тумана и пыли. Поэтому разделочные помещения должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, полы и стены покрыты специальной краской, при этом весь персонал обязан соблюдать правила техники безопасности. Утилизация аккумуляторного лома имеет двоякую цель. Во-первых, предотвращается попадание в окружающую среду отравляющих веществ, а во-вторых, в производство возвращаются ценные цветные металлы – свинец, никель, литий, кобальт, серебро, марганец и пр. Поэтому утилизация ХИТ является общегосударственной задачей.
В мировой практике всё большое значение приобретает использование вторичного свинца, полученного в процессе переработки аккумуляторного лома, кабельных оболочек и других содержащих свинец отходов. Это обусловлено как ограниченностью сырьевых ресурсов свинца, так и требованиями по охране окружающей среды.
В России аккумуляторный свинец собирается за счет административных мероприятий, усилий природоохранительных органов, которые контролируют батареи, находящиеся во владении корпоративных владельцев.
Серьёзным препятствием сбору аккумуляторного лома является дискриминационная политика железнодорожных тарифов. ОАО «Российские железные дороги» приравнивает аккумуляторный лом к третьему – дорогому – классу грузов, хотя по современной технологии лом относится к категории «Руды цветных металлов», которые транспортируются по первому, более дешевому тарифу. Поэтому в настоящее время возникла проблема поставок аккумуляторного лома на заводы по их переработке, из–за чего аккумуляторная промышленность лишается источника ресурсов для производства свинцовых батарей.
Со сбором лома щелочных аккумуляторов дело обстоит ещё хуже. Это объясняется не только перечисленными законодательными препонами, но и сокращением производства щелочных аккумуляторов на 46,4% с 2001 по 2006 годы. К 2014 году объём выпуска щелочных аккумуляторов может сократиться в 2,32 раза.
В России технические требования к сбору вторичного сырья по физическим признакам и химическому составу регламентирует ГОСТ 1639-93 «Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия». Лом и отходы подразделяются на классы – по физическому состоянию, по химическому составу – на группы, по показателям качества – на сорта.
Обычно утилизация электролита из вышедших из строя аккумуляторных батарей регламентируется жестким экономическим законодательством для всех предприятий, занятых их переработкой. Отсутствие в России промышленных технологий и надежного оборудования приводит к неорганизованному сливу электролита в водоёмы, грунтовые почвы и канализацию что наносит существенный вред окружающей среде.